Страницы

пятница, 5 августа 2011 г.

Что такое коникотомия?

Недавно мне позвонил мой коллега, ныне работающий в другом городе. Возникла ситуация, когда пациента привезли с «ручкой в горле». Он тогда сказал: «Всё ясно! Крикоконикотомия!» Но с ним некоторые начали спорить. Что, мол, такая манипуляция называется просто коникотомия. Какую ещё «крику» он придумал. Тогда он позвонил мне, зная, что я нахожусь в декретном отпуске и имею постоянный выход в интернет. Я стала разбираться, хотя прекрасно помнила ещё со студенчества, что правильное название именно крикоконикотомия (ККТ). Вот в чём оказалось дело. ККТ имеет несколько синонимов «коникотомия и крикотиротомия». А люди привыкшие всё упрощать, эту операцию называют «ручка в горло».

Если ещё кто до сих пор не понимает о чём речь, вспомните одну из частей фильма ужасов «Пила». Где молодому человеку надевают стеклянный куб на голову, который заполняется водой. Чтобы не захлебнуться, он достаёт из кармана ручку, втыкает её себе в горло и через неё дышит. Тому, кто не знаком с этой операцией, могло показаться, что эта сцена из фильма нереальна. Да, она неидеальна, но всё же правдива. Мы, конечно редко оказываемся головой в таком стеклянном кубе, но давайте разберём ситуацию, когда ККТ спасает жизнь.

Во-первых, удушье. Очень часто оно может возникнуть у детей (поэтому я пишу об этом в блоге), когда те попёрхиваются инородными телами, такими как: шелуха от семечек или орехов, пуговица, стекло и прочая мелочь. Что себе только ребёнок ни суёт в рот или нос! Естественно, поперхнуться может и взрослый (помните в «Интернах» доктор Быков проверяет знания у Левина и давится булочкой). Дальше человек теряет сознание и начинает синеть (ведь он не может сделать ни вдоха, начинается гипоксия). Биологическая смерть наступает через 5-7 минут, но необратимые изменения головного мозга начинаются уже через 2 минуты, если реанимировать позже – можно получить глубокого инвалида. В больнице, когда всё проводится по правилам и в стерильной обстановке, с медицинским оборудованием, эта операция называется трахеостомия.

Но как мы можем помочь человеку на улице? Трахеостомы у нас нет. Да чего греха таить, даже ножа, чтобы разрезать кожу на шее тоже нет. Сама ККТ подразумевает под собой, в переводе с латинского языка, пересечение перстне-щитовидной связки и щитовидного хряща.   Быстро оглянулись вокруг! Больной лежит бездыханный, вот-вот и ему уже ничем не помочь!

Сопротивляться он не будет, даже если вы начнёте ему «вспарывать» горло. Итак:
Больной лежит на спине, под лопатки подложите свёрнутый валик из одежды, запрокиньте голову (увеличится доступ к шее). Огляделись! Если под рукой нет ни ножа, ни бритвы, берём кусок стекла. Нащупали щитовидный хрящ (кадык, Адамово яблоко). В этом месте продольно разрезаем кожу.  Под щитовидным хрящём увидите мембрану (перстне-щитовидная связка), не можете попасть, придётся чуть подрезать хрящ. Мембрану тоже разрезаем. А уже непосредственно под ней – гортань – дыхательное горло. Можно разрезать его. Через такой разрез дышать будет неудобно. Поэтому необходима какая-то пустая трубка. Идеальный вариант – ручка. Раскручиваем её, убираем пасту и колпачок, вставляем в отверстие. Вы сразу же услышите, как больной начнёт активно, шумно, со свистом дышать. Порозовеет на глазах.

Тем временем приедет скорая помощь. Если рядом нет ручки, можно использовать всё, что угодно. Сейчас вопрос о стерильности не стоит, а только о жизни или смерти. Носик от чайника, свёрнутые в трубочку картон или бумагу… Всё, что угодно. Конечно, рискнуть на такую операцию трудно, она выполняется всегда, как крик отчаяния. Но заканчивается обычно выздоровлением.

У нас в России за спасение жизни вам будут благодарны. А вот случай крикоконикотомии, произведённый в Америке. Перед врачом упала женщина на улице (тоже чем-то поперхнулась). Стала синеть, он решился на операцию. Женщина выжила, но он задел ей нерв, отчего у неё «охрип» голос. После выписки из больницы врачу впаяли штраф. Так-то! Вот вам и система бизнес-аналитики. Вместо благодарности! Но, если бы он не оказал ей медицинскую помощь, а рядом были люди, которые видели его, а он медработник, его бы вообще посадили. За оставление в смертельной опасности человека без оказания ему медицинской помощи.