В нашей жизни любой человек периодически сталкивается с медицинскими работниками. Даже если человек не болеет, то хотя бы раз в год проходит медосмотр. Часто в лечебных учреждениях можно встретить много медработников, обладающих прекрасными качествами и профессиональными навыками. Но и нередко встречаются те, у кого возникла профессиональная деформация личности: равнодушие, грубость, холодность, раздражительность по отношению к пациентам. Такое чувство, что были напрочь забыты основы медицинской деонтологии.
В связи с этим постоянно поступают жалобы от населения на медработников за нарушение медицинской этики и деонтологии. Так что же такое деонтология?
Деонтология – это наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, задействованного в сфере здравоохранения. Она рассматривает взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, коллегами медицинского коллектива.
Воспитанный человек будет вести себя культурно не только на работе. Если медицинский персонал строго соблюдает этические нормы не только на работе, но и в семье, на улие, в общественных местах, то это поможет ему без особых усилий в будущем (автоматически) выполнять их повседневно в любом месте.
Все медицинские работники постоянно или периодически связаны с больными. А значит, большое значение имеет первая встреча медперсонала с пациентом. Ведь больной нуждается в чувстве сострадания и уделении особого внимания со стороны медработников. Поэтому, открывая дверь в любой кабинет медучреждения, пациента должен встречать приветливый взгляд и доброжелательный голос персонала.
Очень неприятно, когда слова приветствия («здравствуйте» или «доброе утро») остаются без ответа со стороны персонала, а уж тем более слова благодарности.
Медработники должны помнить, что прямой вред наносят неприветливые, недоброжелательные, официальные, сухие слова с нотами раздражительности, антипатии, нетерпеливости, обидчивости, спешки, панибратства, забывчивости, заносчивости. А также громкие разговоры на профессиональные темы (и не только, что уже непрофессионально), неделовая обстановка, споры, крики, замечания при больных старшего медперсонала о недобросовестном отношении к своим обязанностям младших.
Не стоит забывать о том, что больные могут испытывать чувство беспокойства, растерянности, ступора и естественного страха перед новой процедурой. Так что необходим индивидуальный подход к любому больному. Медицинские работники должны владеть приёмами психопрофилактики, укреплять уверенность в безвредности процедуры, разъяснять, для чего необходимы те или иные анализы. Средний медперсонал должен проявлять вежливость, внимание, заботу и тактичность, а не просто быть механическим исполнителем воли врача.
В кабинетах, осуществляющих приём больных, должна быть чистота и порядок. Медицинские работники перед общением с пациентами должны привести в порядок свой внешний вид. Ведь идеально выглядящий человек вызывает чувство доверия. В то время как неглаженный халат, небрежная причёска, отсутствие шапочки, длинные ногти с ярким лаком, вульгарный макияж, запах табачного дыма или алкоголя, недопустимы.
Ведь всё это ставит под сомнение профессионализм и взывает раздражение. Также раздражает, когда в кабинете грязно, захламлено, нерационально расставлены мебель и оборудование. Например, в кабинетах для взятия крови из вены или пальца, стул должен быть поставлен по отношению к столу таким образом, чтобы пациент подавал левую руку (так как большинство людей – правши, а рана на «рабочей» руке совершенно ни к чему). Кстати, если вы играете на гитаре, то сообщите об этом лаборанту, а то скарификатор вряд ли проткнёт мозоль на пальце.
Следующий пункт соблюдается не во всех больницах, но лично я считаю, что все работники должны носить нагрудный бейджи, на которых должны быть указаны ФИО и должность (а по возможности и фото). Так как это упрощает процесс вступления в общение.
С деонтологической и лечебно-диагностической точек зрения совсем неоправданно недоверия к результатам исследования в других учреждениях и дублирование анализов.
Памятка для пациентов!
Многие, приходя за своими анализами, любят спрашивать: «Что там у меня?» Этого делать нельзя. Так как о любых результатах исследования должен судить только ваш лечащий врач. Даже отрицательный анализ не всегда говорит об отсутствии патологии.
Также не допустимы эмоциональные выражения. Например, «туберкулёзник», «Я как увидела ваши анализы, так чуть с ума не сошла!», «Как же ты бедная ходишь с таким-то сахаром?». Или, рассматривая заполненный бланк анализа, многозначительно качать головой или расширять удивлённо глаза.
Если кто-то из медработников обращается к вам иначе, можете деликатно ему сообщить, что он нарушает медицинскую деонтологию.