Так как я коренная уроженка республики Бурятия, то меня
интересуют местные легенды. А после того, как я стала работать в
наркодиспансере, то и фольклор об алкоголизме. Недавно прочитала интереснейшее
произведение древности, в котором говорилось о том, откуда произошли
алкогольные напитки.
В древности монголы умели изготовлять только молочную водку,
которая называется архи. Хочу представить вам на прочтение интересный "Трактат о
вреде архи". По преданиям его написал в 457 году Бадмаасамбуу. Это историческое
лицо, однако монголы чтили его как бога – бурхана.
Один из тибетских королей обратился к великому хану
Бадмаасамбуу:
- Что послужило причиной возникновения архи?
Бадмаасамбуу ответил так:
- Давным-давно ,4386 ледниковых периодов назад (упомяну, что
индийская и тибетская космология оперирует невообразимыми временными
интервалами) бурхан Гирим явился на ту землю, куда его прибыли слушать
представители восьми небесных стран и великий хан Загвард. Присутствовал здесь
и хан грешных демонов Маш-Эрхт. Он раздражённо заявил:
- К бурхану приходит уйма людей, а ко мне ни одна душа не
является.
С этими словами он с горя упал на землю. Жена обрызгала его
водой и сказала:
- Нужно не горевать, а придумать выход из положения.
Придворные хана демонов совещались и предложили сделать напиток
перегонки десяти нечистых частей: менструальной крови, мяса из нечистой матки,
волчьего глаза, костного мозга демона, слюны бешеной собаки ,мёда бешеной
пчелы, языка гадюки, пены самца-верблюда, крови палача, крови из щеки женщины
рода демонов.
Соединили эти компоненты, перегнали и получили напиток,
которым стали угощать поклонников Бурхана. Нашлись такие люди, попробовали
напиток и перестали слушать доброго Бурхана. Земля пропиталась этим напитком, и
это считается началом архи.
Хан демонов был недоволен – напиток попробовали только 500 человек.
Жена ободряла его:
- Не спеши ,придёт время, когда люди станут в очередь,
только бы выпить архи. Иные перестанут кормиться нормальной пищей, день и ночь
требуя архи; полюбят его и бедные, и богатые, и повелители, и придворные, и
священнослужители. Вследствие этого государственные служащие отложат важнейшие
дела; лекари допустят недочёты и дадут людям не то лекарство, что нужно; люди
будут одурманиваться, в людском общежитии начнутся беспорядки. Свершится твоё
желание – люди будут страдать.
Тогда Бурхан повелел:
- Не берите в рот этот напиток, именуемый «архи», он приведёт вас в ад. Я вижу 36
пороков .вызванных архи, они причинят вам зло, обездоленность, несчастье.
- Люди! – продолжал Бурхан,- тот, кто идёт ко мне, пусть
сторонится архи. Этот напиток действует на язык и тело и как бы успокаивает.
Слегка опьяневший человек многословен, говорит слова, которые ему кажутся
умными. Действуя на лёгкие, архи заставляет плакать; добравшись до сердца он
делает человека жестоким; а при попадании в аорту – пьяный выходит из себя.
Когда человек пьян, становится ясным, из какого он рода: если выпивший
наслаждается, он принадлежит небесному роду: если говорит о законности – роду человеческому.
Если выпивший пускается в драку – он из рода недоброжелателей; потерявший
самообладание являет собой животное. Когда, обхватив голову, бесстыже валяется –
он существо из адских животных. Пьяный, который кричит без умолку, лишается
души.
Пьяный, при надлежащий к небесному роду, не теряет
самообладания, спокоен и честен, он мудро рассуждает.
Пьяный из рода недоброжелателей нагло смотрит в глаза, у
него оскалены зубы. Он не боится самого Бурхана, у него чешутся кулаки, он
вступает в драку с кем угодно.
Пьяные, уподобленные животным, глупы, путают слова, врут,
плачут и под конец засыпают.
Пьяные, род которых идёт из ада, мучаются, плачут без
причины; речь их безрассудна; они скверно пахнут Те пьяные, которые от рода
принадлежат к мифическим существам, не держатся на ногах, шатаются, говорят
сами с собой, плачут, валяются полуголыми.
- Теперь о дурных действиях десяти компонентов –
первоисточников архи.
Первый – менструальная кровь, действуя на человека, творит
грешное, нечистое, вследствие чего человек склонен к дурным поступкам,
совершает недозволительное; дух его попадает в ад, где перерождается и
мучается.
Второй компонент – мясо из нечистой матки – вселяет дурные
мысли, ослабляет духовную мощь.
Третий – волчий глаз – действует на зрение, и человек видит
только плохое, а потому злоумышляет.
Четвёртый компонент – костный мозг демона – вселяет в тело
невыносимый жар, который заставляет бегать, кричать, ломать вещи, бить людей,
хвататься за оружие, мчаться на коне не зная цели. Такой человек часто получает
повреждения.
Пятый – слюна бешеной собаки – делает пьяного злым,
драчливым, и это приводит к дурным последствиям.
Шестой – мёд бешеной пчелы – придаёт водке тот вкус, который
притягивает пьяного к архи.
Седьмой – язык гадюки – вселяет ненависть к людям,
стремление к дурным поступкам; в результате человек перерождается в аду, где
его ждут муки.
Восьмой - пена самца-верблюда – делает пьяного агрессивным,
побуждает к преступным действиям.
Девятый – кровь палача – делает хвастливым, чванливым,
обезумевшим; такой пьяный нападает даже на своего благодетеля, за что и
получает по заслугам.
Десятый компонент – кровь из щеки женщины рода демонов – вселяет
в пьяного страсть, ярость, хамство.
- Неисчеслимы дурные последствия потребления архи. Если
священнослужители возлюбят его, то священные дела обесславятся.
Мне эта притча показалась весьма занимательной. Хоть она и
является достаточно старой (написана более полторы тысячи лет назад), но
сколько в ней мудрости. Каждый компонент может иметь особую силу над пьющим.
Ну, что узнали по себе ,что на вас больше действует? Или к какому вы роду
относитесь?
Ещё очень забавная прилагается сюда классификация пьяниц. Её
я опубликую в следующей статье.