среда, 16 мая 2012 г.

Трактат о вреде архи.


Так как я коренная уроженка республики Бурятия, то меня интересуют местные легенды. А после того, как я стала работать в наркодиспансере, то и фольклор об алкоголизме. Недавно прочитала интереснейшее произведение древности, в котором говорилось о том, откуда произошли алкогольные напитки.

В древности монголы умели изготовлять только молочную водку, которая называется архи. Хочу представить вам на прочтение интересный "Трактат о вреде архи". По преданиям его написал в 457 году Бадмаасамбуу. Это историческое лицо, однако монголы чтили его как бога – бурхана.

Один из тибетских королей обратился к великому хану Бадмаасамбуу:
- Что послужило причиной возникновения архи?
Бадмаасамбуу ответил так:
- Давным-давно ,4386 ледниковых периодов назад (упомяну, что индийская и тибетская космология оперирует невообразимыми временными интервалами) бурхан Гирим явился на ту землю, куда его прибыли слушать представители восьми небесных стран и великий хан Загвард. Присутствовал здесь и хан грешных демонов Маш-Эрхт. Он раздражённо заявил:

- К бурхану приходит уйма людей, а ко мне ни одна душа не является.

С этими словами он с горя упал на землю. Жена обрызгала его водой и сказала:

- Нужно не горевать, а придумать выход из положения.

Придворные хана демонов совещались и предложили сделать напиток перегонки десяти нечистых частей: менструальной крови, мяса из нечистой матки, волчьего глаза, костного мозга демона, слюны бешеной собаки ,мёда бешеной пчелы, языка гадюки, пены самца-верблюда, крови палача, крови из щеки женщины рода демонов.

Соединили эти компоненты, перегнали и получили напиток, которым стали угощать поклонников Бурхана. Нашлись такие люди, попробовали напиток и перестали слушать доброго Бурхана. Земля пропиталась этим напитком, и это считается началом архи.

Хан демонов был недоволен – напиток попробовали только 500 человек. Жена ободряла его:

- Не спеши ,придёт время, когда люди станут в очередь, только бы выпить архи. Иные перестанут кормиться нормальной пищей, день и ночь требуя архи; полюбят его и бедные, и богатые, и повелители, и придворные, и священнослужители. Вследствие этого государственные служащие отложат важнейшие дела; лекари допустят недочёты и дадут людям не то лекарство, что нужно; люди будут одурманиваться, в людском общежитии начнутся беспорядки. Свершится твоё желание – люди будут страдать.

Тогда Бурхан повелел:
- Не берите в рот этот напиток, именуемый  «архи», он приведёт вас в ад. Я вижу 36 пороков .вызванных архи, они причинят вам зло, обездоленность, несчастье.

- Люди! – продолжал Бурхан,- тот, кто идёт ко мне, пусть сторонится архи. Этот напиток действует на язык и тело и как бы успокаивает. Слегка опьяневший человек многословен, говорит слова, которые ему кажутся умными. Действуя на лёгкие, архи заставляет плакать; добравшись до сердца он делает человека жестоким; а при попадании в аорту – пьяный выходит из себя. Когда человек пьян, становится ясным, из какого он рода: если выпивший наслаждается, он принадлежит небесному роду: если говорит о законности – роду человеческому. Если выпивший пускается в драку – он из рода недоброжелателей; потерявший самообладание являет собой животное. Когда, обхватив голову, бесстыже валяется – он существо из адских животных. Пьяный, который кричит без умолку, лишается души.

Пьяный, при надлежащий к небесному роду, не теряет самообладания, спокоен и честен, он мудро рассуждает.

Пьяный из рода недоброжелателей нагло смотрит в глаза, у него оскалены зубы. Он не боится самого Бурхана, у него чешутся кулаки, он вступает в драку с кем угодно.

Пьяные, уподобленные животным, глупы, путают слова, врут, плачут и под конец засыпают.

Пьяные, род которых идёт из ада, мучаются, плачут без причины; речь их безрассудна; они скверно пахнут Те пьяные, которые от рода принадлежат к мифическим существам, не держатся на ногах, шатаются, говорят сами с собой, плачут, валяются полуголыми.

- Теперь о дурных действиях десяти компонентов – первоисточников архи.

Первый – менструальная кровь, действуя на человека, творит грешное, нечистое, вследствие чего человек склонен к дурным поступкам, совершает недозволительное; дух его попадает в ад, где перерождается и мучается.

Второй компонент – мясо из нечистой матки – вселяет дурные мысли, ослабляет духовную мощь.

Третий – волчий глаз – действует на зрение, и человек видит только плохое, а потому злоумышляет.

Четвёртый компонент – костный мозг демона – вселяет в тело невыносимый жар, который заставляет бегать, кричать, ломать вещи, бить людей, хвататься за оружие, мчаться на коне не зная цели. Такой человек часто получает повреждения.

Пятый – слюна бешеной собаки – делает пьяного злым, драчливым, и это приводит к дурным последствиям.

Шестой – мёд бешеной пчелы – придаёт водке тот вкус, который притягивает пьяного к архи.

Седьмой – язык гадюки – вселяет ненависть к людям, стремление к дурным поступкам; в результате человек перерождается в аду, где его ждут муки.

Восьмой - пена самца-верблюда – делает пьяного агрессивным, побуждает к преступным действиям.

Девятый – кровь палача – делает хвастливым, чванливым, обезумевшим; такой пьяный нападает даже на своего благодетеля, за что и получает по заслугам.

Десятый компонент – кровь из щеки женщины рода демонов – вселяет в пьяного страсть, ярость, хамство.

- Неисчеслимы дурные последствия потребления архи. Если священнослужители возлюбят его, то священные дела обесславятся.

Мне эта притча показалась весьма занимательной. Хоть она и является достаточно старой (написана более полторы тысячи лет назад), но сколько в ней мудрости. Каждый компонент может иметь особую силу над пьющим. Ну, что узнали по себе ,что на вас больше действует? Или к какому вы роду относитесь?

Ещё очень забавная прилагается сюда классификация пьяниц. Её я опубликую в следующей статье. 

a1z36xkus0v0w4h5.php