вторник, 27 ноября 2018 г.

Пример врачебной ошибки


Врачебные ошибки – одна из самых распространенных причин смертности в мире. В США она стоит на третьем месте после онкологических и сердечных заболеваний. В России статистика пациентов, умерших или ставших инвалидами в результате обращения в медучреждения, не ведется. Поэтому неизвестно и то, насколько улучшается или ухудшается ситуация с течением времени.

Причины врачебных ошибок
Условно ошибки медиков подразделяются на объективные, обусловленные огрехами медицины, как науки, и субъективные, происходящие по вине человеческого фактора. Среди субъективных причин наиболее часты следующие.
  • Пробелы в знаниях. Не секрет, что во многих медицинских ВУЗах обучение платное, а на коммерческих отделениях проверка знаний у студентов не так строга, как на бюджетных.
  • Неполная картина анамнеза. Иногда второпях или по неопытности доктор не задает пациенту важных вопросов о принимаемых лекарствах, наследственности, уже перенесенных или хронических заболеваниях и т.д.
  • Недостаточное обследование пациентов. Здесь причины и в отсутствии нужной аппаратуры во многих стационарах и поликлиниках, ее неисправности и износе, а также привычке некоторых специалистов торопиться в постановке диагноза.
  • Неверное суждение. Среди врачей тоже встречаются перестраховщики, тщеславные, самоуверенные или напротив часто сомневающиеся в себе люди.
К объективным ошибкам относится отсутствие достоверных научных сведений о некоторых заболеваниях и реакциях организма на них. Есть патологии настолько редкие, что у медиков нет возможности в полной мере их изучить. Кроме того, часть нарушений проходит бессимптомно, и когда человек приходит в клинику, бывает слишком поздно принимать меры.
Классический пример врачебной ошибки
Мужчина 26 лет поздно вечером поступил в стационар с симптомами острого аппендицита. Дежурный хирург был занят на операции и в первичном осмотре не участвовал. Дежурный медсперсонал отметил удовлетворительное состояние молодого человека и сообщил хирургу, что симптомы длятся порядка двух часов. Доктор отметил такие признаки:
  • болевой синдром в эпигастральной области, переместившуюся в подвздошную зону справа;
  • защитное мышечное напряжение в указанной области;
  • усиление боли после снятия пальпирующей руки с живота (симптом Щеткина-Блюмберга);
  • пульс частотой 60 ударов;
  • сухость языка;
  • симптомы Ровзинга, Ситковского, Воскресенского;
  • незначительный лейкоцитоз в результатах анализов окрови;
  • температура тела 37,5С.
Хирург получил разрешение ответственного врача на операцию по удалению аппендикса, после чего сразу же произвел ее. Единственной особенностью вмешательства стал мутный выпот в брюшной полости. Операцию провели вечером, до утра пациент отдыхал, врач его не проверял.
Во ходе утреннего обхода завотделением заподозрил у мужчины разлитой перитонит. После осмотра и дополнительного опроса пациента о начале заболевания диагноз подтвердился. Кроме того, обнаружились симптомы перфоративной язвы желудка. Выяснилось, что пациенту было плохо ночью, его мучили боли, но он не позвал врача, чтобы не беспокоить его и других пациентов. О сильных болях в животе в начале заболевания он не сказал, потому что посчитал, что врач все знает сам, раз не задает уточняющих вопросов.
Была назначена новая операция, однако ввиду потерянного времени пришлось удалить значительную часть желудка. Наблюдение в стационаре заняло три месяца.
Почему произошла эта ошибка
Ввиду спешки и высокой занятости врач задал поступившему пациенту слишком мало вопросов. Он не расспросил о важнейшем этапе заболевания – его начале. Малоразговорчивый мужчина сам не стал уточнять характер боли и время ее проявления. Необходимость в дифференциальном диагнозе была проигнорирована.
Во время осмотра врач не провел перкуссию живота, что помогло бы обнаружить жидкость под брюшиной. Пациента не направили на рентген, который указал бы на газ в пространстве под диафрагмой.
Также не была учтена температура тела пациента, не соответствующая частоте пульса. При аппендиците пульс существенно выше, чем его показатели при той же температуре у здорового человека.
Самая грубая ошибка – игнорирование мутного выпота, которого не бывает при аппендиците. Несмотря на это, хирург не усомнился в диагнозе, и аппендикс все равно был вырезан. Ночью он должен был проконтролировать состояние больного.
Как врачу избежать ошибок
Сегодня привычная схема работы врача, когда он руководит лечением, а пациент полностью выполняет предписание, не работает. Сегодня грамотный врач строит партнерские отношения с обратившимся к нему человеком. Специалист принимает решения о лечении и обследовании совместно с пациентом, а осмотры включают в себя длительные подробные беседы. В их ходе врач выясняет симптомы, время их начала, обстоятельства, в которых они проявляются, перечень принимаемых препаратов и перенесенных заболеваний. В обязательном порядке собирается семейный анамнез, чтобы картина состояния здоровья человека была максимальной полной.
При постановке диагноза специалист объясняет пациенту, с каким заболеванием он столкнулся, какие диагностические меры нужно принять. Людей ставят в известность даже о подозрениях на неизлечимые заболевания.
Ход терапии тоже согласовывается с пациентом. Врач информирует его о назначаемых лекарствах и процедурах, их действии, последствиях их применения. Если есть побочные действия или возможные осложнения, специалист обязан уведомить об этом больного.
Конечно, при такой схеме работы между врачом и пациентом (или между врачом и родственниками больного) возможны конфликты. Однако при непосредственном вовлечении пациента в ход лечения, зафиксированном в истории болезни, доказать невиновность врача проще. Ответственность в этом случае делится на двоих. Но здесь речь идет не о грубых ошибках, а о случаях, когда человек предъявляет необоснованные претензии.
Особенно важно правильно фиксировать согласие на операции, инвазивные диагностические процедуры и другие дорогостоящие манипуляции. Если пациент планирует отказ от них или дальнейшего лечения, его также нужно оформить документально.
Поспешные решения в лечении людей неприемлемы. Конечно, иногда на счету каждая минута, и именно от скорости принятия решений медиками зависит человеческая жизнь. Однако это исключительные случаи. Как правило, в подавляющем количестве ситуаций время на подробный разговор с пациентом и его полное обследование есть.

Сообщения по теме:




a1z36xkus0v0w4h5.php