среда, 12 декабря 2018 г.

Почему иностранный язык «не идёт» в школе


Иностранный язык в школе воспринимается разными родителями по-разному: кто-то считает их обычными предметами, не хуже и не лучше других, а кто-то возлагает большие надежды на уроки. Всё-таки важность владения хотя бы одним иностранным языком осознать несложно, а знание английского уже давно не рассматривается как одарённость свыше; скорее, это подразумевается по умолчанию, особенно в путешествиях.

К сожалению, мы имеем основания упрекать школу в том, что там «плохо учат», а дети выходят с какой-то мешаниной обрывочных знаний языка вместо навыков устной и письменной речи.

Назначать виноватыми можно кого угодно – министерство образования, местных чиновников, авторов учебников, методистов, учителей и т.д. Поиск виноватых не даёт главного – повышения эффективности обучения, то есть уровня владения языком, что намного важнее обличения кого бы то ни было.

В изучении иностранного языка в школе ребёнком есть факторы, на которые ученик не может повлиять, есть так же факторы, на которые не могут повлиять родители (например, количество академических часов). Но можно выделить те аспекты, которые могут быть откорректированы.

Ребёнку неуютно
Прежде всего, любая учёба в наибольшей степени зависит от атмосферы в классе, от взаимоотношений между учениками, от состояния психики ребёнка, а уже потом от учебников и учителя. Если ребёнок не хочет идти в школу из-за задиры, забияки, если его назначали «белой вороной», обратили в изгоя и приговорили к «чмырению», у родителей нет другого выхода, кроме как сменить школу. Если это невозможно, перейти на домашнее обучение. 

Можно сколько угодно увещевать ребёнка потерпеть, давать умные советы про ответные меры в адрес обидчиков, консультироваться со школьным психологом и запасаться рецептами на фармпрепараты, - всё это никак не способствует устранению проблемы, а, следовательно, ни о какой учёбе говорить не приходится. Печально, но в такой ситуации очень многие родители предпочитают самоустраниться, засунуть голову в песок и делать вид, что ничего не происходит. Прямо так и говорят: «ребёнок одет-обут, накормлен, ранец и кеды куплены, что этому остолопу ещё нужно?»

Ученик сам по себе не может выбирать окружение и одноклассников, это под силу только взрослым. Если взрослые этого не делают, то не нужно потом удивляться прогулам, дерзости, немотивированной агрессии.

Не все одноклассники хотят учиться
Далее, даже если в классе отсутствует явное деление на касты и не в ходу физическое насилие, учёбе может очень сильно мешать средний уровень успеваемости. Группа движется вперёд настолько быстро, насколько движется самый отстающий ученик. Отстающий не значит тупой, а вполне может быть ленивым. Таких примеров масса: сынки-дочки управдомов, внучки начальника ЖЭКа и прочие отпрыски самопровозглашённых элит. Такие дети искренне не понимают, зачем им эта нудная учёба, ведь они уже носят шмотки от D&G, имеют iPhone XS, проводят лето на Канарах, а зимние каникулы на Мадагаскаре.

Учёба будет продвигаться в темпе только в том случае, если весь класс одинаково целеустремлён и старается. Весь, а не половина и не одна треть. Нетрудно догадаться, что это фантастика, в жизни встречается крайне редко, да и то в малокомплектных либо особо привилегированных школах.

Родители могут нивелировать этот фактор двумя путями: дополнительными занятиями с репетитором (включая онлайн-уроки) или контролем выполнения учеником большого объёма работы самостоятельно. Большего, нежели задаёт учитель на дом. Иностранный язык требует, чтобы изучающий его самостоятельно работал в два-три раза больше, чем в группе. Если группа грызёт гранит неторопливо, то сам ученик должен работать за двоих. Нет ничего страшного, если ребёнок годовую программу освоит за полгода (благодаря настойчивости родителей).

Однако это достижимо только тогда, когда ребёнок знает, зачем всё это нужно и как ему пригодится в ближайшем/отдалённом будущем, понимает план занятий, точки контроля знаний, и ему нравится учиться. Для этого необходимо создать среду, мотивирующую узнавать, осваивать, практиковаться. Дополнительные учебные пособия, преподаватели из онлайн-школ, группы в социальных сетях. Будет просто прекрасно, если рядом с ребёнком будут делать те же задания и упражнения родители, либо кто-то из приятных родственников. Дети имитаторы по своей природе; учатся взрослые – учатся и дети.

Наконец, позвольте чаду практически применять полученные навыки. Одна семья мне рассказывает, что их девятилетняя дочь бронирует гостиницы, покупает билеты на поезда (для путешествия по другой стране), авиабилеты. И даже ведёт беседу на reception вместо взрослых.

Результат вполне достаточный, чтобы к нему стремиться.

Интервью с замечательными преподавателями иностранных языков можно почитать на https://www.invest-journal.com

a1z36xkus0v0w4h5.php