Добрый день. Меня зовут Ярославна Громакина, я председатель МС ООП РБ. Сегодня мы поговорим о написании читаемых постов на профсоюзную тематику. Данный урок я использовала для школы молодого профсоюзного лидера в Улан-Удэ.
Почему именно читаемых? Да потому, что статьи написанные сухим мёртвым языком никто читать не станет. Профсоюзная это тематика или любая другая.
Заголовок
Как вы считаете, сколько процентов успеха читаемости всей статьи зависит от заголовка?
80%
Скажу сразу, что у нас сегодня будет домашнее задание. Написать живой текст на профсоюзную тематику, который мы разместим в группе «Профсоюз здравоохранения РБ». Чтоб Вас, как учеников ШМПЛ знали в лицо. Поэтому слушайте внимательно, запоминайте, а лучше записывайте.
Пишем заголовок для нашего сегодняшнего мероприятия.
«4 занятие ШМПЛ»
И пошёл текст. «Сегодня 25 апреля 2019 года в 15:00 по улице (какая здесь улица?) состоялось очередное 4-ое занятие школы молодого профсоюзного лидера»
Уже скучно. Все мухи умерли. Никто читать не будет. Почему?
_______________________________________________________
Цепляющее начало - это заголовок и лид-абзац (лид – от слова лидер, лидирующий абзац). Заголовок – это всё! От него зависит, прочитают ваш текст или нет. Формулировки заголовков - это главный секрет ПРОДАЮЩИХ текстов и объявлений.
У многих заголовка вообще нет.
Что не пишем: здравствуйте/ дорогие друзья/ спасибо, что уделили внимание.
Что пишем
Интрига, обращение к ЦА (выгода: если вы такой-то/у вас так-то/ для тех, кто хочет)
Варианты заголовка
В форме вопроса: как, что, почему + выгода (как я собрал 100 человек за 500 рублей), либо интрига (почему Путин занимается).
Странная формулировка: переделать известную фразу. Берём название книги, фильма, сериала, пословицы и добавляем что-то своё. Например, 50 оттенков серого профсоюза, Москва администрации не верит. Если тебе плюют в спину, значит ты председатель (плюс подзаголовок – Как справиться с теми, кто не в профсоюзе).
Давайте потренируемся. Профсоюзный заголовок. Я дам вам 2 минуты. Нужно придумать заголовок из категории странная формулировка. Ещё раз повторюсь, берёте название книги, фильма, сериала, пословицы и добавляете профсоюзную тематику.
________________________________________________________
Соединять вопрос и цифру в заголовке и подзаголовке. Прикольные начала: 5 способов стать председателем профкома, 20 рецептов от Дыжидмы Базаровны, 3 совета уполномоченному по ОТ, 8 шагов до увольнения, 23 вопроса к члену первички, 5 историй победы на отчётно-выборном , 3 секрета культ-массового сектора, 45 ошибок КД.
Попробуем. Прямо сейчас с каждого по примеру.
Глагол в повелительном наклонении: узнай как вляпаться в председатели ПС, получи свой профсоюзный кэшбек, сделай ПС народным, купи место в ПС.
Попробуем!
_________________________________________________________________
Провокационные заголовки: не читай это дальше если ты член профсоюза, закрой и не смотри результаты по боулингу.
Пробуем?
_____________________________________________
Провокационно-шокирующие заголовки: где очень высокая конкуренция и не для продаж (для статьи), для тёплой аудитории. В первой фразе после заголовка нужно объяснить заголовок. «Ты идиот! Именно такую фразу мне вчера сказал мой знакомый после того, как я решил выйти из профсоюза». Не злоупотреблять.
Спорное утверждение. Почему профсоюзные конкурсы убьют ваше членство?
Использование известных людей. Совет Шмакова по КД. Используют людей, известных ЦА.
4: полезность, ультраспецифичность, срочность, уникальность. Как увеличить профсоюзное членство на 13% за 10 дней в организации с минимальным количеством членов профсоюза.
Обработка возражения. Как написать читаемый профсоюзный текст за 1 час, если у тебя двойка по русскому языку и литературе.
Показать потерю. Маленькая ошибка стоила главному врачу 10 000 000 рублей. Другие председатели первичек уже экономят 33% на Новогодних подарках.
Проблема, актуальная для ЦА. Что выбираете вы? Карманный профсоюз или мощную профсоюзную организацию?
Провокация. Кому распределяются остатки стимулирующих? Член профсоюза отдаст всё, лишь бы вы увидеть это. 5 приёмов, чтобы потерять всех членов профсоюза в своей организации.
Новостной стиль. Новинка, которая выделит вашу первичку среди остальных. Спасибо за то, что сделали наш КД лучшим. Новый стандарт вступления в ПС.
Теперь! Теперь вы точно выделитесь среди остальных профсоюзов! Теперь вам больше не придётся самому… Теперь вы будете счастливы!
Наконец-то!
Это! Это избавит вас от расходов на работе.
Если? Если вам предложат вступит в профсоюз – вы откажитесь?
Предостережение. Не вступай в ПС пока не прочитаешь это. Вы уверенны, что правильно отчисляете профвзносы? Вы знаете основное правило выбора председателя ПК?
Озвучить цену или показать экономию. Всего 1% от ЗП, а взамен вы получаете то, то, то….Всего 1% , чтоб никогда не боятся. 1% и вы забудете, как ссориться с администрацией. Простое решение, чтоб сэкономить 15000 рублей на детском оздоровлении своего ребёнка.
Секрет. А вы знаете, что в ПС... В чём секрет успеха великой Августины? Когда вы узнаете этот профсоюзный секрет, ваши траты сократятся в 2 раза.
Совет. Совет тем, кто хочет вступить в ПС. Совет тем, кто не хочет вступать в ПС. Совет для увеличения профсоюзного членства на 33%.
Обещание выгоды. Рецепт увеличения ПС членства за 5 дней. Прибыль, которая скрыта в вашей организации.
Цифры и факты. Мы уже спасли 15 членов ПС от увольнения. Спасём и вас. Профсоюзники, которым не страшны 40градусные морозы.
Лид-абзац
Одна из важнейших частей текста, идущая после заголовка - это лид-абзац. От него зависит, прочитают ли текст до конца. Это первый абзац или предложение после заголовка (до надписи показать полностью).
Принцип скользкой горки – каждое следующее предложение заманивает прочитать следующее.
Форматы
История (для статей). Метафоры, притчи, сказки, байки, анекдоты, о людях похожих на ЦА, из личного опыта, про известного человека (для ЦА), от третьего лица, а потом с раскрытием, что это были вы (он был лузером, у него не было денег, на него не обращали внимание женщины – а потом он вступил в ПС - когда я говорю, что это был я, мне никто не верит).
Надавить на боль. Что будет, если ситуацию не решать.
Опрос/тест/анкета. Задавать вопросы, на которые вам ответят «да» (это да, это да, это да).
Сказать, для кого этот текст. Если вы…то…
Спорное утверждение. Чтобы у ЦА сразу возникло желание поспорить. И обещаем доказать это.
Социальное доказательство. Более 10 000 членов профсоюза сдели карты лояльности.А потом объясняете, в чём их особенность и зачем они нужны.
Написать причины, по которым этот текст следует прочесть. Вы наверное думаете о выходе из ПС… И первая причина на это… Вторая…(это псевдологика).
Сразу сильная выгода (когда короткий текст и что-то простое).
Интрига (водим людей за нос). Обещание, интересный факт. «Я понимаю, что вы сразу хотите узнать секрет 100%-ного профсоюзного членства, но потерпите немного. Для начала я расскажу…Да-да, я помню, что обещала раскрыть секрет, но сейчас послушайте… А теперь настало время раскрыть секрет…»
Диалог или монолог. Цитирование слов. «Забудь об этом! Туда никто не будет вступать –говорили мне люди о том, где сейчас 99%-ное членство» Меня зовут (и пошла история от первого лица).
Цитата. Из фильма или сериала, известного ЦА (мы с вами смотрим одни вещи).
Визуализация. Переход в будущее. Рисование радужной или нерадужной картины. Представьте, вы идёте по тёплому песку…
Восторженный отзыв. Несколько отзывов.
Впечатляющий кейс. Спросить, готовы ли вы такое повторить?
Примеры формулировок:
Прочитав этот текст, вы узнаете
Представьте
Вспомните, как вы попали в ШМПЛ
Пожалуй, вам знакома ситуация
Мысленно перенеситесь на год вперёд
Вероятно, вы знаете, что (Все знают, что)
Что, если я расскажу как
Как быстро вы бы хотели
Когда вы в последний раз
Что делать, если вы
Как вам идея
В это трудно поверить, но
Уже поздно, но вы должны знать
Сегодня я узнал, что
Давайте посмотрим правде в глаза
История – время и место. «Сегодня утром я проснулся, первым делом открыл ноутбук и в профсоюзных новостях увидел…» Вчера я наткнулся на…
Резкий переход. «Сегодня коротко, поэтому я…» Даже историю можно: «Помнишь эту громкую историю?» Я вспомнил одну интересную историю. Я был поражён, когда услышал эту историю.
Какая часть речи в тексте самая главная?
_______________________________________
Заголовок есть, лад абзац есть. Теперь вы пишите сам текст.
Давайте научимся превращать чёрствые, как сухари тексты, в аппетитные кексики. Как писать интересные посты? Поехали!
Для написания живых текстов откажитесь полностью от мыслительных глаголов.
Абстрактные глаголы: думать, знать, понимать, осознавать, верить, хотеть, помнить, представлять, желать, забыть, помнить.
Чувственные глаголы: любить и ненавидеть.
Владеющие глаголы: быть, иметь.
Почему?
Это всё слабые глаголы для ленивых. Ваши читатели не дураки. Не нужно им прямолинейно указывать, что Катя любила Володю.
Укажи на детали, опиши сцены так, чтобы читатель мог сам описать героев и чувства, которые они испытывают.
Сейчас мы это сделаем. Не используя слово любил, нравился или обожал.
__________________________________________________
Главное в тексте – это ГЛАГОЛ. Почему? Существительные слишком формальны. Представь стол. И в вашей фантазии возник статичный образ. Опишите его?
Добавим прилагательное. Деревянный стол.
Ага, фантазии заработала.
- А из какого дерева?
- Стол в новом стиле или античный?
- Покрытый лаком небось?
Поставить стол
Что-нибудь представили? Глагол находится в инфинитивной форме. Он обезличен. У глагола нет времени, рода, числа, лица. Такие глаголы используют в научных статьях, чтоб отказаться от эмоций. Инфинитив делает ваш текст мёртвым. Давай его заменим.
Перевернул стол!
= Толкнул, бросил, сломал и прочее.
Чувствуете разницу?
Стол перевернул? Наверняка это сделал какой-то мужчина со злости. Хотя нет! В состоянии ярости. И всё содержимое, которое стояло на столе разлетелось в стороны и посыпалось на пол.
Используй сильные, мощные глаголы.
Причастия. Поставленный стол . Поставленный — причастие.
По существу причастие — это недоглагол. Смесь глагола с прилагательным. Да, причастие образовано от глагола. Но не глагол, а выполняет функцию прилагательного (стол какой? поставленный).
В устной речи мы редко используем причастие. Как и деепричастие.
Ставя стол . Ставя — деепричастие. Недоглагол, который, хоть и выражает действие, но слабо.
Всегда заменяй причастия и деепричастия на глагол с прилагательным. Стол, который поставил ….
Страдательный залог. Стол был поставлен
Помните, в самом начале мы договорились избегать слово «быть» и его производных? Стол сам себя не поставит. Нет действующего лица. Поэтому прекращай страдания и не используй страдательный залог. Введи действующее лицо.
Если стол поставил Женя, так и пиши — стол поставил Женёк, а не «стол поставился».
И тем более не пиши «стол был поставлен Евгешей». Это кощунство, превращать глагол в страдательный залог при живом живом действующем лице! Канцеляризм.
хотел поставить стол . Что не так?
2 глагола подряд. Всегда заменяй на 1
Вместо хотел поставить – ставил.
Хотел любить — любил.
Был изгнан (страдательный залог) — изгнали.
1 глагол всегда сильнее 2 глаголов подряд!
Без глаголов – плохо.
С глаголами – хорошо.
Пусто без них. Грустно.
Что опять не так?
Верно, здесь нет глаголов.
6 предложений подряд без глаголов.
Такая писанина — скучная и мёртвая.
Мёртвая стопка фотографий в голове, а не яркий кинофильм…
Постами жги сердца людей! А залихватский глагол вам в этом поможет.
Повторим сегодняшнюю тему живых текстов:
Заголовок, лид-абзац. Меньше используйте «думающие» скучные глаголы, инфинитив, причастия, деепричастия и страдательный залог в своих постах, и вы зазвучите убедительнее.
х Поставил сердито деревянный стол (скучный глагол)
х Переворачивать деревянный стол (инфинитив)
х Переворачивая деревянный стол (деепричастие)
х Переворачивавший деревянный стол (причастие)
х Поставленный стол (страдательный залог)
х Сердито хотел перевернуть стол (2 глагола подряд)
(ок) Перевернул деревянный стол (только что)
(ок) Бросал деревянный стол (давно)
(ок) Разрушит деревянный стол (скоро)
(ок) Толкались деревянными столами (несколько лиц)
Вы заметите, что предложения станут длиннее. Зато их легче читать, а кино в голове будет ярче.
Жгите, колбасьте, разрывайте, бомбите, пылайте, встряхивайте, ударяйте, хлещите своими глаголами.
Глаголы — это очень круто!
Это первые шаги того, как писать интересные посты. ДЗ: напишите пост на ПС тематику, с учётом того, что вы сегодня узнали. Отправьте текст мне для обратной связи. Потом каждый текст ученика ШМПЛ появится в группе.